Обновлено 23.12 15:40
"Украинский кризис нанес серьезный удар по Путину"
Вероника Суле, Liberation (Франция)
За несколько дней до президентских выборов на Украине директор киевского Центра европейских и международных исследований Григорий Немириа анализирует международные политические последствия "оранжевой революции".
- Можно ли сказать, что Украина выбрала Европу?
- Да. Стратегической задачей станет вступление в ЕС. У Виктора Ющенко будет два направления внешней политики: вступление в Евросоюз и стратегическое партнерство с Россией. Будущее правительство очень ясно заявит о своих европейских устремлениях. Действующий президент, Леонид Кучма, дал слишком много обещаний относительно будущего вступления, но так их и не сдержал. В какой мере Евросоюз готов принять украинский вызов? Во многих странах считают, что Украина слишком большая, слишком бедная и слишком "советская" страна. Запад также очень осторожно ведет себя в отношении России слишком близкой, чтобы с ней не считаться. слишком большой, чтобы ее интегрировать, слишком богатой газом и нефтью и слишком "ядерной", чтобы ее раздражать.
Уже в начале 90-х годов другим странам Центральной и Восточной Европы было нелегко добиться гарантий того. что они смогут вступить в Евросоюз. Хотя в то время сразу после падения Берлинской стены ситуация была более благоприятной. Прошло десять лет. ЕС только что принял десять новых членов, скоро в него вступят Румыния и Болгария, Турция и Хорватия начнут переговоры. Украина окажется в очереди на то. чтобы встать в очередь тех, кто хочет вступить в ЕС... Для нее это будет еще труднее. В то же время ЕС обязан откликнуться на демократические перемены: Украина послала сигнал, и ЕС теперь должен на него ответить.
- Не слишком ли поздно?
- Эти перемены действительно произошли поздно. Абсорбирующие возможности ЕС, похоже, исчерпаны. Но европейцы часто нам говорили: Европа это еще и ценности, а перемены на Украине произошли во имя этих ценностей. Я вижу три возможных сценария. Выразив удовлетворение переменами, ЕС ограничится предложением сохранить статус-кво. Это осложнило бы задачу Ющенко: его оппоненты, такие, как бывший премьер-министр Виктор Янукович, твердят, что "ЕС мы не нужны", в потому лучше сотрудничать с Россией и быть частью Общего экономического пространства (с Россией, Белоруссией и Казахстаном). В результате они оказались бы правы. Второй сценарий, менее вероятный: Украина получит то, чего она добивается перспективы вступления в ЕС. Согласно третьему сценарию, Украина и ЕС придумают нечто, что выходило бы за рамки статус-кво. Это возможно: в рамках "европейской политики соседства" Евросоюз мог бы зарезервировать за Украиной особый статус.
- Как вы оцениваете роль европейского посредничества в украинском кризисе?
- Она была действительно позитивной. Раньше считалось, что Украина является картой в игре между США и Россией. Приезд Хавьера Соланы изменил это ошибочное представление. И потом, само посредничество с его круглыми столами, за которыми встречались власть и оппозиция, ив которых было предоставлено место России, позволило избежать насилия, а то и кровопролития. В этом отношении смягчающая роль ЕС была эффективной. К тому же ЕС и ОБСЕ прислали беспрецедентное количество наблюдателей: это показало украинцам, что Европу волнуют наши выборы. Кроме того, ЕС и США действовали скоординировано, что было расценено как западная реакция, и это было очень важно. Американец Колин Пауэлл, немец Йлшка Фишер и Хавьер Солана всегда говорили на одном языке.
- Не привел ли этот кризис к конфронтации между Западом и Россией?
- Я бы скорее говорил здесь о напряженности. Суть проблемы заключается в стремлении России вернуть себе статус великой державы и восстановить свой контроль над "ближним зарубежьем", ключевым элементом которого является Украина. И не только потому, что в Крыму до 2007 года будет базироваться Черноморский флот, не только в силу культурной близости, проживания здесь 11 миллионов жителей русского происхождения и не только из-за ее значения для транзита российских нефти и газа на Запад. Контроль над Украиной во многом обеспечивает легитимность путина в самой России, особенно после "революции роз" в Грузии. Украинские события были для него серьезным ударом. Теперь россияне могут спросить его: "Кто потерял Украину?"
Путин потерял свой личный политический капитал, дважды приезжавший на Украину во время предвыборной кампании (накануне первого тура и перед вторым туром) и выражавший поддержку Януковичу. Между тем западные страны воздержались от открытой поддержки какого-либо из кандидатов. Они заботились о том, чтобы выборы были честными и прозрачными, чтобы кандидаты имели равный доступ к СМИ, чтобы неправительственные организации могли контролировать ход голосования.
- Как вы объясняется ошибку Путина?
- Он недооценил двух вещей: реакции Запада и перемен, произошедших на Украине. Он думал, что Россия имеет слишком большое значение для Запада: она входит в антитеррористическую коалицию и поставляет все большее количество энергии в Европу, не говоря уже о ее особых отношениях с Германией и Францией. Реакция Запада, полагал он, будет вялой и недружной. И тогда Москва могла бы сыграть в свою обычную игру: противопоставить США Европе, а в самом ЕС одни страны другим. Путин также недооценил зрелость украинского гражданского общества и его институтов, таких, как Верховный суд или парламент. Он, наверное, прочел все 800 страниц сочинения Кучмы "Украина не Россия". Но он поверил своим политтехнологам, убежденным в том, что украинцы поведут себя так же, как россияне, что их институты в такой же мере подчинены власти, что и российские. А еще он переоценил собственную притягательность. Переусердствовав в этом, путин даже помог Ющенко. Дважды, не дожидаясь объявления официальных результатов голосования, он поздравил Януковича. Его примеру последовала малосимпатичная тройка в лице белоруса Александра Лукашенко. хозяина Приднестровья Смирнова и, наконец, серба Слободана Милошевича, приславшего телеграмму из Гааги, где его судят.
- Какую роль сыграли США?
- Украина слишком важна, чтобы кто-либо мог ее не замечать. Перед выборами в Киеве один за другим перебывали визитеры высокого ранга: министр обороны Дональд Рамсфельд, Генри Киссинджер, демократ Ричард Холбрук, Збигнев Бжезинский, сенатор Лугар и др. Все они говорили одно и то же: эти выборы важны для будущего вашей страны, мы проследим за тем, чтобы они были свободными и прозрачными. И потом, в этом году возросла помощь местным неправительственным организациям это традиционная политика США, которую они проводят через свои фонды. Но нужно также упомянуть о деньгах, выделенных ЕС о них часто забывают. Например, эксит-пулы, в ходе которых было опрошено 50 тысяч человек, были профинансированы посольствами 8 стран, в основном европейских Швейцарии, Норвегии, Нидерландов, Великобритании и др., а также Канады и США. Деньги также выделили 4 американских фонда: Eurasian Foundation (государственно-частный американский фонд), International Renaissance Foundation (Сорос), National Endowment for democracy (Конгресс США), Charles Stewart Mott Foundation (частный). В этом участвовали не только США, а потому теория заговора (за "оранжевой революцией" стояло ЦРУ), как бы удобна она не была, здесь "не проходит".
- Что предпримет Россия?
- Россия так легко не согласится с новой ситуацией. Но Украина для нее является и стратегическим партнером. К тому же речь не идет о полной победе, как в Грузии, где победил Саакашвили, и где его партия одержала верх на выборах в парламент, прошедших после революции. Я не верю в опасность сепаратизма на Украине: он всегда использовался как средство шантажа, которым восток страны и Россия тщетно пытались угрожать Западу. К тому же победа Ющенко не является абсолютной. Его коалиция очень широка от социалистов до правоцентристов, не говоря уже об очень оригинальном блоке Юлии Тимошенко блоке, оригинальность которого может создать для него проблемы. Кроме того, не нужно забывать, что в "пакет" изменений входит конституционная реформа, которая существенно ослабляет власть главы государства. Эта реформа вносит значительный элемент неопределенности, так как с датой ее проведения остается много неясности. Таким образом, ситуация еще окончательно не урегулирована, и это оставляет Путину поле для маневра, необходимого, чтобы "сохранить лицо". Он уже сменил тон и теперь заявляет вслед за американцами и европейцами, что готов "работать с любым победителем, кем бы он ни был". Но он также будет пытаться уменьшить значимость этой победы и этих перемен.
Ющенко победил Виталий Иванов, Анфиса Воронина, Севастьян Козицын, "Ведомости" [28.12 00:41]
Дежавющенко Андрей Ъ-Колесников, "КоммерсантЪ" [28.12 00:38]
Большое интервью с Виталием Кличко Брайан Дуган (Brian Doogan) ,The Times, (Великобритания) [27.12 23:54]
Поражение Путина, надежда для России Даниэль Верне (Daniel Vernet), Le Monde (Франция) [27.12 23:50]
Лицо будущего Кай-Олаф Ланг, Der Tagesspiegel, (Германия) [27.12 23:44]
Оранжевый закат Максим Юсин, "Известия" [27.12 23:40]
Инаугурация на Майдане Татьяна Ивженко, "Независимая газета" [27.12 23:35]
Новая страница в истории Украины Редакционный комментарий, The Washington Post, (США) [27.12 15:39]
Мы добьемся обновления Украины Юлия Тимошенко, Der Standard (Австрия) [27.12 15:35]
Удачный тур для Виктора Ющенко Лоррен Мийо, Liberation (Франция) [27.12 15:30]
Победа Ющенко предвещает курс Украины на Запад Джереми Пейдж, The Times (Великобритания) [27.12 15:27]
Четвертый тур Жан-Мишель Эльвиг, Liberation (Франция) [27.12 14:53]
Царь Путин, великий проигравший Франко Вентурини, Corriere della Sera (Италия) [27.12 14:49]
Последняя угроза на Украине: бело-синяя революция Дэвид Крауч, The Guardian (Великобритания) [27.12 14:46]
Почему в Крыму любят Януковича и не любят Ющенко Маргарита Кондратьева, "Газета" [27.12 13:53]
Виктор Черномырдин: "Новому украинскому президенту придется нелегко" Янина Соколовская, "Известия" [27.12 13:49]
По третьему кругу Янина Соколовская, Дмитрий Соколов-Митрич, Дмитрий Филимонов, "Известия" [27.12 13:46]
С Новым годом украинцев поздравят три президента Татьяна Ивженко, "Независимая газета" [27.12 03:09]
Финальный тур Аркадий Дубнов, "Время новостей" [27.12 03:06]
Ющенко будет президентом Андрей Панов, Анфиса Воронина, "Ведомости" [27.12 03:01]
Игра наоборот Олег Базак, Елизавета Маетная, Юлия калинина, Геннадий Петров, "Московский Комсомолец" [27.12 02:57]
С третьего раза Виктор Янукович становится президентом
Андрей Ъ-Колесников, "КоммерсантЪ" [27.12 02:40]
Революция на хозрасчете Светлана Степаненко, "Время новостей" [24.12 12:59]
На Украине "человек Запада" может победить "человека Путина" Серж Андерлен, Le Temps (Швейцария) [24.12 15:52]
Для Украины свобода выбора сама по себе уже является победой Наташа Манкусо (Natasha Mancuso), Christian Science Monitor (США) [24.12 15:46]
Важнейшие выборы пока опровергают наши опасения Редакционный комментарий, The Independent (Великобритания) [24.12 15:40]
Российские политиканы направляются на Украину Алан Каллисон (Alan Cullison), The Wall Street Journal (США) [24.12 15:25]
«Они хотят сделать из наших людей идиотов» Татьяна Ивженко, "Независимая газета" [24.12 14:28]
"Кумир и жертва «оранжевой революции" Андрей Маклаков, "Новые Известия" [24.12 14:03]
От Леонида Кучмы ждут провокаций Андрей Ъ-Черников, "КоомерсантЪ" [24.12 13:51]
Лицом к лицу Елена Гамаюн, Олег Базак, "Московский комсомолец" [24.12 13:35]
Четыре Украины Лев БРУНИ, "Время новостей" [24.12 13:06]
"Эта революция докатится и до Москвы" Натан Гарделс, Corriere della Sera (Италия) [23.12 15:43]
Украина - проверка отношений России и Запада Редакционная статья, The Financial Times (Великобритания) [23.12 15:23]
Восточные украинцы потеплели к западным Джереми Пейдж (Jeremy Page), The Times (Великобритания) [23.12 15:11]
Кто влияет на украинские выборы? Фред Уэйр (Fred Weir) и Говард Лафранчи (Howard LaFranchi), Christian Science Monitor (США) [23.12 15:02]
Все статьи
|