Выборы Президента УкраиныRambler_s_Top100_Service
НовостиСтатьиКандидатыВыборы в сетиУкраинаПисьма читателейО проекте
ДОКУМЕНТЫ
Обновлено 25.12 16:39 
Решение Конституционного суда Украины от 25.12.2004


Решение КС относительно Закона Украины "Об особенностях применения Закона Украины "О выборах Президента Украины" при повторном голосовании 26 декабря 2004 года"

25 декабря Конституционный Суд Украины обнародовал принятое 24 декабря этого года решение по делу по конституционному представлению 46 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины "Об особенностях применения Закона Украины "О выборах Президента Украины" при повторном голосовании 26 декабря 2004 года" (дело об особенностях применения Закона Украины "О выборах Президента Украины").

Конституционный Суд Украины рассмотрел на пленарном заседании дело по конституционному представлению 46 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины "Об особенностях применения Закона Украины "О выборах Президента Украины" при повторном голосовании 26 декабря 2004 года" от 8 декабря 2004 года N 2221-І с изменениями (Голос Украины, 2004 года, 8 декабря).

Заслушав судью-докладчика Вознюка В.Д., объяснения Коновалюка В.И., Ключковского Ю.Б., Зварича Р.М., Константого А.В., Носова В.В., Ставнийчук М.И., Карпачевой Н.И. и изучив материалы дела, Конституционный Суд Украины установил:

1. Субъект права на конституционное представление – 46 народных депутатов Украины – обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством рассмотреть вопрос относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины "Об особенностях применения Закона Украины "О выборах Президента Украины" при повторном голосовании 26 декабря 2004 года" от 8 декабря 2004 года N2221-І (далее - Закон).

Свое ходатайство народные депутаты Украины обосновывают тем, что Закон нарушает конституционные права и свободы граждан, а именно "существенно временно" суживает права избирателей в сравнении с теми, которые установлены Законом Украины "О выборах Президента Украины" в редакции от 18 марта 2004 года, а также нарушает основоположные конституционные предписания относительно основ конституционного порядка, в частности, принципа деления государственной власти, и не отвечает действующим международным договорам Украины, которые являются частью национального законодательства.

Внедрение Законом ограничений относительно использования открепительных удостоверений, голосование вне границ помещений для голосования, количества избирательных бюллетеней, которые должны быть изготовлены для проведения повторного голосования (статьи 3, 4, 5, 6, 9), существенно усложняет, а во многих случаях практически делает невозможной реализацию конституционного избирательного права значительным количеством граждан Украины. Это, по мнению народных депутатов Украины, вопреки статьям 22, 24, 33, 64, 69 Конституции Украины создает препятствия для осуществления реального народного волеизъявления, суживает содержание и объем существующих прав граждан, нарушает принцип их равенства перед Законом и гарантированную Конституцией Украины свободу передвижения.

2. Представитель субъекта права на конституционное представление в своем выступлении в открытой части пленарного заседания Конституционного Суда Украины поддержал конституционное представление народных депутатов Украины.

Позиция представителей Верховной Рады Украины сводилась к тому, что Закон является конституционным и принят органом законодательной власти в границах его полномочий.

Представитель Центральной избирательной комиссии считала, что положения части первой статьи 6 Закона имеют признаки неконституционности, поскольку суживают круг избирателей, которые могут голосовать за пределами помещения для голосования, и запрещают голосовать при таких условиях другим категориям избирателей, которые из-за своего физического состояния не могут самостоятельно явиться на избирательный участок.

Постоянный представитель Президента Украины в Конституционном Суде Украины отметил, что часть первой статьи 6 Закона является дискриминационной, поскольку ограничивает возможность голосовать за пределами помещения лицам, которые из-за физических недостатков не могут самостоятельно прибыть на избирательный участок.

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека подчеркнула, что положения части первой статьи 6 Закона ограничивают конституционное избирательное право других граждан, которые хотя и не являются инвалидами первой группы, но по состоянию здоровья не могут проголосовать на избирательном участке. Отстранение избирателей с физическими недостатками от процесса голосования может исказить результаты народного волеизъявления и стать причиной нелегитимности выборов.

В письме председателя Центральной избирательной комиссии к Конституционному Суду Украины утверждается, что Закон отвечает Конституции Украины.

3. Решая вопрос относительно конституционности Закона, Конституционный Суд Украины исходит из следующего.

3.1. Единым органом законодательной власти в Украине является парламент – Верховная Рада Украины (статья 75 Конституции Украины). К полномочиям Верховной Рады Украины относится принятие законов (пункт 3 части первой статьи 85 Конституции Украины). Соответственно пункту 20 части первой статьи 92 Конституции Украины организация и порядок проведения выборов определяются исключительно законами Украины.

Верховная Рада Украины 18 марта 2004 года приняла Закон Украины "О выборах Президента Украины" в новой редакции, а 8 декабря 2004 года с целью обеспечения реализации гражданами Украины их конституционных избирательных прав, соблюдения основ общих, равных, свободных и справедливых выборов, законности, прозрачности и открытости избирательного процесса как основных принципов избирательного права, установленных Конституцией Украины и международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, приняла Закон, которым уточнила отдельные положения Закона Украины "О выборах Президента Украины" относительно организации и порядка проведения выборов Президента Украины при повторном голосовании 26 декабря 2004 года.

Таким образом, Верховная Рада Украины, приняв Закон, действовала в предусмотренных Конституцией Украины рамках и не нарушила принципа деления государственной власти, как на это ссылается субъект права на конституционное представление.

3.2. Конституционный Суд Украины, проверив на соответствие Конституции Украины (конституционность) положения Закона, обнаружил признаки неконституционности части первой статьи 6, в соответствии с которой голосование за пределами помещения для голосования может осуществляться только избирателями, которые являются инвалидами первой группы и не способны передвигаться самостоятельно. Собственноручно написанное таким избирателем заявление с просьбой обеспечить ему голосование за пределами помещения для голосования должно быть подано в участковую избирательную комиссию вместе с заверенной в установленном Законом порядке копией его пенсионного удостоверения или выданной ему справкой медико-социальной экспертной комиссии не позднее 12 часов дня, который предшествует дню голосования.

Предусмотренная возможность голосования за пределами помещения для голосования имеет целью обеспечить реализацию конституционного права – права избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления теми гражданами, которые не способны прибыть в день голосования на избирательный участок. К таким гражданам относятся не только избиратели, которые являются инвалидами первой группы, но и инвалиды других групп, а также граждане, которые по состоянию здоровья, возрасту и по другим обстоятельствам не способны передвигаться самостоятельно.

Однако, частью первой статьи 6 Закона возможность голосовать в таком порядке предоставляется только инвалидам первой группы. За рамками Закона остались другие избиратели, которые по состоянию здоровья и другим обстоятельствам не могут прибыть в помещение для голосования обычного избирательного участка, где они включены в список избирателей, а также избиратели, которые включены в список избирателей на специальном избирательном участке, созданном в стационарном лечебном учреждении, и из-за постельного режима не могут прибыть в помещение для голосования. Тем самым делается невозможным голосование за пределами помещения для голосования других избирателей, которые на тех же основаниях, что и инвалиды первой группы, не могут самостоятельно прибыть на избирательный участок. То есть разные группы одной категории избирателей поставлены в неравные условия относительно осуществления избирательного права. Выделение из всей категории граждан, которые не способны передвигаться самостоятельно, только инвалидов первой группы и предоставление им преимущества относительно голосования за пределами избирательного участка, по мнению Конституционного Суда Украины, нарушает принцип равенства граждан перед законом, определенный частью первой статьи 24 Конституции Украины.

Соответственно части второй статьи 3 Конституции Украины главной обязанностью государства является утверждение и обеспечение прав и свобод человека. Обеспечение прав и свобод, помимо всего прочего, требует, в частности, законодательного закрепления механизмов (процедур), которые создают реальные возможности для осуществления каждым гражданином прав и свобод.

Частью первой статьи 6 Закона также определен порядок, по которому факт неспособности передвигаться самостоятельно избиратель должен подтвердить исключительно заверенной в установленном Законом порядке, то есть нотариусом или должностным лицом исполнительного органа местного совета населенного пункта, где нет нотариуса, копией его пенсионного удостоверения или выданной ему справки медико-санитарной экспертной комиссии. Указанные копии могут быть заверены также органом, который выдал удостоверение или справку. Указанные документы вместе с заявлением должны быть поданы в участковую избирательную комиссию не позднее 12 часов дня, который предшествует дню голосования. Такие требования, по мнению Конституционного Суда Украины, не содействуют реализации избирательного права граждан, а, наоборот, усложняют его осуществление.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 147, 150 Конституции Украины, статьями 51, 61, 63, 73 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", Конституционный Суд Украины решил:

1. Признать такими, которые не отвечают Конституции Украины (являются неконституционными), положения части первой статьи 6 Закона Украины "Об особенностях применения Закона Украины "О выборах Президента Украины" при повторном голосовании 26 декабря 2004 года", которые делают невозможным голосование за пределами помещения для голосования всем остальным, кроме инвалидов первой группы, избирателям, которые не способны передвигаться самостоятельно.

2. Положения Закона Украины "Об особенностях применения Закона Украины "О выборах Президента Украины" при повторном голосовании 26 декабря 2004 года", признанные неконституционными, теряют действие со дня принятия Конституционным Судом Украины данного решения.

3. Центральной избирательной комиссии принять меры относительно реализации этого решения Конституционного Суда Украины, в частности, доведения его до территориальных и участковых избирательных комиссий.

4. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к исполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение КС относительно Закона Украины "Об особенностях применения Закона Украины "О выборах Президента Украины" при повторном голосовании 26 декабря 2004 года" - ЛIГАБiзнесIнформ, 25.12.2004 13:52



НОВОСТИ
  • Верховный суд отклонил жалобы команды Януковича как неясные
    [10.01 13:40]
  • Глава штаба Януковича пригрозил Ющенко импичментом
    [10.01 14:38]
  • Время прощаний и поздравлений
    [31.12 17:09]
  • США разрешили Януковичу оспорить результаты выборов
    [29.12 08:42]
  • ЦИК отклонил жалобы Януковича на Ющенко
    [29.12 02:43]
  • Ющенко призвал блокировать кабинет министров
    [28.12 22:41]
  • Подсчет голосов на Украине закончен. Ющенко победил
    [28.12 22:40]
  • Министр транспорта Георгий Кирпа найден мертвым
    [28.12 00:26]
  • Янукович не признает "такое" поражение
    [27.12 22:38]
  • Западные наблюдатели позитивно оценивают выборы 26 декабря
    [27.12 22:55]
  • Подсчет голосов на Украине подходит к концу: обработано 99,45 процентов голосов
    [27.12 18:23]
  • Квасьневский поздравил Ющенко с победой
    [27.12 17:02]

    Все новости

  • СТАТЬИ
    Виталий Иванов, Анфиса Воронина, Севастьян Козицын, "Ведомости" Андрей Ъ-Колесников, "КоммерсантЪ" Брайан Дуган (Brian Doogan) ,The Times, (Великобритания) Даниэль Верне (Daniel Vernet), Le Monde (Франция) Кай-Олаф Ланг, Der Tagesspiegel, (Германия) Максим Юсин, "Известия" Татьяна Ивженко, "Независимая газета" Редакционный комментарий, The Washington Post, (США) Юлия Тимошенко, Der Standard (Австрия) Лоррен Мийо, Liberation (Франция)

    Все статьи

    КАНДИДАТЫ

    Виктор Янукович на брифинге в Киеве, 10.12.04. Фото Reuters
    Виктор Федорович Янукович

    Виктор Ющенко в ночь первого тура выборов. Фото: ua2004.ru
    Виктор Андреевич Ющенко

    Все кандидаты I тура

    VOX POPULI
  • Завершение выборов
    Удовлетворены ли вы итогами выборов?
  • Да
  • Нет
  • Главное, что все закончилось

    Посмотреть результаты


  • Все vox populi

  • ВЫБОРЫ В СЕТИ

    УКРАИНА

    ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ


    © "Выборы Президента Украины", 2008
    Информация о проекте
    Генеральный продюсер - Остап Сопенко
    Шеф-редактор - Олесь Плющ
    Текстовый редактор - Микола Данилюк
    Программист - Максим Бджолич
    Rambler's Top100